Натурный, интерьерный, тяжелый, цветной и другие виды дымов.
Дым это аэрозоль. Аэрозоль — это дисперсная система состоящая из взвешенных в газовой среде (в нашем случаи чаще всего в воздухе) мелких частиц (дисперсной фазы).
Аэрозоли бывают из жидких частиц (туманы) и из твердых частиц (дымы или пыль). Жидкие и твердые аэрозоли имеют большие различия по своим свойствам и поведению, что весьма важно для кинематографа.
Жидкостные дымы создаются аппаратными средствами — дымовыми машинами, генераторами различных конструкций и хейзерами (диффузионными и испарительными), создающие тонкую дымку из полупрозрачных капель жидкости.
Основным преимуществом жидкостных дымов является:
- низкая токсичность.
- низкая себестоимость.
Основными недостатками являются:
- повышенные требования к количеству и качеству персонала, обслуживающему аппаратуру, в следствии этого ограниченное количество источников по кадру.
- низкая мобильность перемещения источников по ветру и кадру.
- низкая устойчивость к рассеиванию (испарение) и невысокая плотность дымов.
Твердые дымы чаще всего создаются пиротехническими средствами (конденсационные аэрозоли) - дымовыми шашками различной мощности и химического состава возгоняющими в процессе горения природные воска или канифоль в пар с последующей конденсацией паров до мельчайших частиц твердого вещества.
Основные преимущества твердых дымов:
- практически неограниченная мобильность в размещении источников дыма по ветру и кадру.
- практически неограниченное количество источников дыма по кадру.
- высокая устойчивость к рассеиванию и высокая плотность дымов.
Основные недостатки:
- относительно высокая себестоимость по отношению к жидкостным дымам.
- строго регламентированное время горения шашек.
По смыслу применения в кадре дымы можно подразделять на тематические (обозначающие суть происходящего в кадре) и операторские (когда дым используется как элемент светового решения кадра).
Тематические дымы являются активными участниками кадра и динамичные и яркие ощущения происходящих катастроф и военных действий. В этих случаях дымы распространяются по кадру клубами по естественному направлению ветра сквозь кадр и допустимо появление источника дыма в кадре (пожары, взрывы, горения). Именно дымы и очаги горения являются основным динамичным инструментом присутствия на поле боя и создающие эффект войны или катастрофы.
Операторские дымы используются для смягчения освещенности в кадре, снижения контрастности и резкости кадра. Создают читаемость (свечение) световых лучей. Придания кадру «академической» пастельности. В этих случаях недопустимо обнаружение или угадывание расположение источника дыма и обязательно равномерное наполнение кадра дымами.
Не смотря на все разнообразие современных источников дымов, самым простым, надежным и мобильным источником дыма по переднему плану и в декорациях, по прежнему является Павильонный Дымовой Состав на основе канифоли, который сжигает пиротехник на лотке и разбивает дым махалкой. Именно канифольный запах Павильонного Дымового Состава является неотъемлемой частью кинематографа с давних времен.